Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БРАГСКИЙ ОБРЯД
6, С. 136-137 опубликовано: 20 сентября 2009г.


БРАГСКИЙ ОБРЯД

[лат. ritus bracharensis или consuetudo bracarensis ecclesiae], один из местных вариантов римского обряда, практиковавшийся с XII-XIII вв. в кафедральном соборе г. Брага (Сев. Португалия) и в нек-рых приходах Брагского архиеп-ства. Элементы Б. о. встречаются также в богослужении малабаро-католич. Церкви (Индия).

Первое упоминание о брагской литургической практике встречается в послании папы Вигилия (537-555), отправленном в 538 г. еп. Браги Профутуру в ответ на его запрос об особенностях рим. богослужения (PL. 84. Col. 829-832; также PL. 69. Col. 15-20). Через неск. лет на I Брагском Соборе (561) были приняты каноны, изменявшие богослужебную практику в соответствии с указаниями папы Вигилия (PL. 84. Col. 565-567). Из актов Собора также известно, что в архиеп-стве вводился единый чин вечернего и утреннего псалмопения, отличный от монашеского (1-й канон), унифицировалась лекционарная система (2-й канон) и запрещалось употребление за богослужением иных гимнографических сочинений, кроме псалмов и текстов из канонических писаний ВЗ и НЗ (12-й канон).

Изменение политической ситуации на Пиренейском п-ове привело к унификации литургической практики в этом регионе, что нашло свое отражение во 2-м каноне IV Толедского Собора (633), к-рый устанавливал единое богослужение во всех церквах Испании и Нарбонской Галлии (PL. 84. Col. 365). Акты Собора были подписаны и архиеп. Браги Юлианом, и богослужение там стало совершаться по испано-мосарабскому обряду.

В 716 г. Брага была разрушена сарацинами до основания и восстановлена только в 1070/71 г. С этого времени можно говорить о развитии собственно Б. о. (Rocha. P. 474). До 1076 г. богослужение в Браге, по-видимому, совершалось по испано-мосарабскому обряду. Однако при папе Григории VII (1073-1085) в испан. землях повсеместно насаждался рим. обряд. Через год после Собора в Бургосе (1080), одобрившего действия папы, в Браге вводится рим. богослужебный чин (J. Matoso). Тем не менее брагское духовенство продолжало изредка пользоваться богослужебными книгами по испано-мосарабскому обряду, а отдельные элементы этого обряда перешли и в Б. о., к-рый в качестве самостоятельной традиции упоминается в источниках с XIII в. (Rocha. P. 44-45).

До сер. XVI в. богослужебная практика кафедрального собора Браги была абсолютным авторитетом для всего архиеп-ства настолько, что Римская Церковь совсем перестала упоминаться в источниках как образец для подражания. От XII в. сохранились полные литургические рукописи брагского происхождения: т. н. Миссал Матеуса (Biblioteca Pública e Arquivo Distrital de Braga. N 1000), найденный в 1925 г., и Понтификал (Porto, Biblioteca Municipal. N 1134); от XIII в.- только один Понтификал (Lisbonne. Bibl. Nat. Alc. 162). В самом раннем из сохранившихся брагских Бревиариев, т. н. Бревиарии Суэйру (Bibl. Publique de Braga. N 657, XV в.), по содержанию относящемуся к XIV в., заметны внешние влияния прежде всего галликанского обряда. Для нек-рых служб имеются параллели только в клюнийских монашеских Антифонариях и Лекционариях, а также в богослужебных рукописях Аквитании (Rocha. P. 476).

Лишь после издания Breviarium Quignones (см. в ст. Бревиарий) приходы Брагского архиеп-ства стали переходить на собственно рим. литургические книги (Idem. P. 483-485). В XVII-XVIII вв. архиепископы Браги стремились сохранить право на особое богослужение и не раз обращались в Рим с просьбой разрешить службу more bracarense («по обычаю Браги»), однако уже в решениях Синода 1594 г. и в Статутах кафедрального капитула (церковного совета при архиепископе) от 18 окт. 1600 г., признававших решения Тридентского Собора, официально подтверждалось сохранение «обычаев Браги» (Ferreira. P. 204-205; Rocha. P. 486). В 6-й гл. Статутов утверждалось, что канонические часы и служба по усопшим должны читаться согласно местным Бревиариям и Псалтирям. При этом для частного употребления и на мессах без пения чаще использовались рим. книги (Ferreira. P. 199).

В кон. XIX в. противостояние сторонников и противников Б. о., хотя уже и очень близкого к рим., привело к церковному расколу. Только после того как издание книг Б. о. было одобрено конституцией папы Бенедикта XV «Sedis huius apostolicae» (AAS. XII. 1920. P. 317-320), в 1920-1922 гг. был переиздан первый печатный брагский Бревиарий 1494 г. (Breviarium bracarense), а в 1924 г., после буллы «Inter multiplices» (AAS. XII. 1924. P. 8),- первый печатный Миссал 1498 г. (Missale bracarense). Большую роль в возрождении Б. о. сыграл еп. Мануэл Виэйра ди Матуш (1915-1932). После Ватиканского II Собора Б. о. был признан равночестным с римским.

Лит.: Ferreira J. A. Estudios historico-litúrgicos: Os ritos particulares das Igrejas de Braga e Toledo. Coïmbre, 1924; Ribeiro de Vasconcelos A. Notas litúrgico-bracarenses // Congresso litúrgico nacional. Braga, 1927. P. 177-255; King A. A. Liturgies of the Primatial Sees. L., 1957. P. 155-285; Matoso J. Data da introduçâo da liturgia romana na diocese de Braga // Ora et labora: Rev. Liturgica Beneditina. Singeverga, 1963. Vol. 10. P. 135-144; Bragança J. O. Um pontifical de Braga do s. XIII // Bol. Intern. de Bibliografia Luso-brasileira. Lisboã, 1963. Vol. 4. P. 637-645; idem. Preces galicanas no Missal de Braga // Lusitania sacra. Lisboã, 1964/1966. Vol. 7. P. 217-236; idem. A Liturgia de Braga // Miscellànea en Memoria de D. M. Férotin. Madrid; Barcelona, 1965. P. 259-281; idem. A carta do papa Vigílio ao arcebispo Profuturo de Braga // Acta do congresso de Estudos do XIII centenário da morte de S. Frutuoso. Braga, 1967. Vol. 21. P. 65-91; idem. O ‘Ordo Missae' de Braga // O distritto de Braga. Braga, 1968. Vol. 5. P. 1-34; idem. Missal de Mateus: Manuscrito 1000 da Biblioteca Pública e Arquivo Distrital de Braga. Lisbonne, 1975; idem. Pontifical de Braga do século XII: Porto, Biblioteca Municipal, ms. 1134 // Didascalia: O distritto de Braga. Braga, 1977. Vol. 7. P. 309-397; Costa A. Braga: Rito // Verbo: Enciclopédia Luso-brasileira de cultura. Lisbonne, 1965. Vol. 3. Col. 1749-1750; Rocha P. R. L'Office Divin au Moyen Âge dans l'Église de Braga: Originalité et dépendances d'une liturgie particulière au Moyen Âge. P., 1980.
Ключевые слова:
Богослужение Римской Католической Церкви Брагский обряд, один из местных вариантов римского обряда, практиковавшийся с XII-XIII вв. в кафедральном соборе г. Брага (Сев. Португалия) и в некоторых приходах Брагского архиепископства
См.также:
ААРОНОВО БЛАГОСЛОВЕНИЕ троекратное священническое благословение из библейской книги Чисел
ACCESSUS AD ALTARE название одного из моментов литургии верных
АЛЛИЛУИАРИЙ изменяемая часть Божественной литургии, песнопение, предваряющее чтение Евангелия
АЛЛИЛУИЯ торжественная литургическая аккламация